Ты тут:
 
 
 
 
 
 

Российско-молдавские отношения с древнейших времен. Историография

Славяне и МолдавияВ результате русско-турецкой войны 1806—1812 гг. земли между Прутом и Днестром, между предгорьем Карпат и Черным морем были присоединены к России.

Эта территория, состоявшая из трех частей (бывшие уезды Молдавского княжества, турецкие райи и Буджак) и населенная 340 тысячами человек, в 1813 г. составила Бессарабскую область с единой административной системой. Область на автономных началах включалась в состав Российской империи. Факт присоединения к нашей стране Бессарабии, как, впрочем, и других национальных районов, имел огромное значение для судеб самого молдавского народа и империи в целом. 
На разных этапах развития исторической науки, а также взаимоотношений между народами это событие оценивалось по-разному. Дело здесь не только в конъюнктуре, но и в особенностях самосознания народа, которое постоянно изменяется.
Русский историк-молдавовед А.Накко писал: «В единении с Россией Бессарабия обрела спокойствие и мир, которого она не знала двадцать столетий; вместо свирепых и диких людей, топтавших ее классическую почву, мы видим теперь единое, образованное и развитое общество граждан; вместо произвола и беззакония, царствовавших в этой стране, мы наслаждаемся самыми гуманными политическими и гражданскими правами; вместо бедности и нищеты — встречаем повсюду довольствие и роскошь; пустынные степи обращены в плодородные нивы; наше юношество воспитывается в многочисленных школах края» (цит. по: Гросул Я.С. Труды по истории Молдавии. Кишинев, 1982. С. 26).
Аналогичные оценки факту присоединения края давали и историки советского периода. Авторы «Истории государства и права СССР» отмечали, что присоединение Молдавии к России «спасло страну от многовекового гнета отсталой Турции и обусловило быстрый подъем края». И далее: «Несмотря на колониальный режим царизма, молдавский народ воспринял влияние передовой русской куль туры и включился в общественное движение» (История государства и права СССР / Под ред. О.И. Чистякова, И.Д.Мартысевича. М., 1985. Ч. 1. С. 130).
Многие историки, впрочем (например, А.Защук, Л.Кассо), осуждали наиболее грубые формы колониальной политики царизма, но и они сам факт присоединения Бессарабии к России оценивали положительно.
В 1918 г., когда Румыния присоединила к себе Бессарабию, возобладала другая точка зрения, сопряженная с умалением достижений в развитии края после присоединения к России.
Переоценка истории русско-молдавских отношений в основном свелась к следующему.
Выделялись два периода в истории русско-молдавских отношений. Первый длился в течение четырех веков, до Петра I включительно. После Петра началась новая эра в русской внешней политике, Россия стала на путь агрессии, а дружественные молдавско-русские связи почти прекратились (М.Корне, А.Горжиу).
Л.Тиллет в книге «Советские историки о нерусских народах» рассматривает этапы русско-молдавских связей от ХIV до ХIХ в., но не видит вообще никаких дружественных отношений. Некоторые современные турецкие историки идут еще дальше и выступают в защиту завоевательной политики турецких султанов, отстаивают тезис о положительных последствиях османского владычества в Европе.
Вновь на повестку дня вопрос о значении присоединения Бессарабии к России был поставлен в связи с процессом образования нового суверенного государства — Молдовы, хотя это мало что изменило в концептуальных подходах к изучению проблемы.
Пока молдавские и румынские ученые искали этнические корни молдавского народа и обосновывали влияние римлян и России на процесс становления молдавской государственности, как-то исподволь проявился традиционный подход к оценке исторической роли малых народов в период формирования национальных государств.
Этот подход сводится к следующему: в переходные периоды перед малыми народами, находящимися на стратегических перекрестках, всегда стояла дилемма: или быть порабощенными тем или иным государством, или же принять вассальную зависимость от чужеземных правителей. Стремление европейских держав решать свои проблемы, пренебрегая интересами малых стран и ослабевших империй (к числу которых в позапрошлом столетии принадлежала и Порта), предопределило судьбу Молдавии.
В пользу союза с Россией говорила общность религии и длительное сотрудничество в борьбе с турками. Оценивать этот процесс можно по-разному, но факт остается фактом. Судьба молдавского народа была поэтому предопределена. И как бы сегодня ни пытались доказать обратное, русско-молдавские отношения имели богатую и длительную историю, которая свидетельствует, что эти связи носили неизменно дружеский характер. Возникавшие иногда конфликты были кратковременными и в основном провоцировались силами враждебными как молдавскому, так и русскому народам.


В советской исторической литературе выделяются несколько этапов русско-молдавских отношений до начала ХIХ в.
Начальный период — предысторию связей, когда ни молдавский, ни русский народы еще не сформировались как этносы. Тогда еще шел процесс формирования волохов — ближайших предков молдавского народа, а из восточной ветви славян еще не выделились русские, украинцы, белорусы. Этот период охватывает примерно VI—XIII (или XIV) столетия. Существует немало источников, свидетельствующих о тесных контактах славянских и романских народов.
Хронологические рамки второго периода — с середины XIV до середины ХVI в. К этому времени не только сформировались русская и молдавская народности, но и сложилось Молдавское государство. На этом этапе преобладали политические связи, но развивались и социально-экономические взаимоотношения.
Третий период (вторая половина ХVI — начало ХIХ в.) — время пребывания Молдавии в составе Турции. Для этих веков характерны не только разнообразные молдавско-русские связи, но и поддержка, которую Молдавия получала из Москвы и Петербурга в своей борьбе с иноземными угнетателями.
На каждом из этих этапов возникали новые традиции, послужившие основой для последующего развития взаимоотношений.
Новый период в истории Молдавии начинается после 1812 г., когда часть Молдавского княжества была освобождена от многовекового турецкого ига и включена в состав России. В это время отмечается усиление разнообразных связей молдаван с русским народом.
История русско-молдавских взаимоотношений отражена в разнообразных источниках. О древних связях свидетельствуют памятники материальной культуры, язык народа, его фольклор, топонимика. Сведения об отношениях народов имеются в молдавских и русских летописях.
В историографии перечисленные этапы и характер контактов описывались и оценивались по-разному. Иногда основное внимание уделялось политическим связям государств.
Немало написано о роли молдаван в русско-турецких войнах. Богатый материал, позволяющий проанализировать вопрос о содействии жителей Бессарабии русской армии во время Прутского похода в 1711 г., содержат труды А.Кочубинского «Сношения России при Петре I с южными славянами и румынами» (М., 1872), А.Мышлевского «Война с Турцией 1711 г.» (СПб., 1818. Вып. ХII). В этих работах собран богатый фактологический материал, который востребован историками и в наши дни.
Молдавско-русские связи рассматриваются и в церковных книгах. Единоверие России и Молдавии способствовало оживленному обмену книгами и предметами церковного обихода. Многие относящиеся к нашей теме факты содержатся в следующих книгах: Голубинский Е. Краткий очерк истории православной Церкви: болгарской, сербской и румынской. М., 1871; Коптеров Н.В. Характер отношений России к православному Востоку в XVI—XVII вв. М., 1885; Арсентий, епископ Псковский. Исследование к монографии по истории молдавской Церкви. СПб, 1904; Чебан С.Н. Досифей, митрополит Сочавский, и его книжная деятельность. Киев, 1915.
Молдавско-украинскими связями в XIХ в. занимался историк Молдавии и Валахии Б.П.Хашдеу. В его книге «Ион-воевода Лютый» (Кишинев, 1959) большое место отведено взаимоотношениям соседствующих этносов.

После образования Румынского государства (1859) в трудах многих историков, подданных этой монархии, стали преобладать антиславянские настроения. В среде националистически настроенной интеллигенции стало модным подчеркивать принадлежность Румынии к западному — романскому — миру и всячески приуменьшать роль славянских элементов в румынском языке, культуре и быту.
Тем не менее в Румынии продолжали появляться и работы, объективно оценивавшие роль славян и России в истории Дунайских княжеств.
В ХХ в., до революции 1917 г. в России, в румынской историографии эта проблема рассматривалась редко. Исключение — монография профессора К.Калмуского.
После большевистского переворота в румынской историографии усиливаются антирусские мотивы, которые слились с антисоветизмом. Показателен в этой связи труд румынского историка первой половины ХХ в. Н.Йорги.
Авторы многих книг пытались историческими доводами оправдать оккупацию Бессарабии.



Изучение молдавско-русских отношений в рамках так называемой марксистской методологии началось после 1917 г. и велось преимущественно в восточной (контролировавшейся Москвой) части Молдавии, где историков было очень мало. Основные культурные центры и архивы тоже были сосредоточены в румынской части Бессарабии.
Первые советские публикации, в которых освещались вопросы молдавско-русских отношений, принадлежат И.Д.Чебану и в.М.Сенкевичу (Чебану И.Д. О взаимоотношениях Молдавии с Московским государством в ХV—XVIII вв. / Вопросы истории. 1945. № 2; Сенкевич в.М. Исторические связи молдавского народа с великим русским народом. Кишинев, 1947; Он же. О влиянии древнерусского населения на социально-экономическое развитие Молдавии ХIV—XV вв. // Ученые записки Кишиневского государственного университета. Т. ХVI. Кишинев, 1966).
В этом контексте стоит упомянуть также работы: Феодальные отношения в Молдавии. Кишинев, 1950; История Молдавии. Т. 1—2. Кишинев, 1951; Исторические связи народов СССР и Румынии в XV — начале ХVIII в. Документы и материалы. Т. 1. М., 1965; Т. 2. М., 1968; Т. 3. М., 1970.
К исследованиям советских ученых, изучавших молдавско-русские связи, примыкают работы официозных румынских историков. Особо следует выделить труды академика Константинеску-Яшь. Интересные факты содержатся в работах Г.Бевиконного, Т.Ионеску-Нишкова, А.Константинеску. 
Важными вехами в изучении проблемы стали две научные советско-румынские сессии конца 1950-х гг.: в Бухаресте и в Кишиневе.
В 1960-х гг., с установлением авторитарного режима Чаушеску, объем исследований молдавско-русских отношений сократился; появлялись лишь работы, в которых приуменьшались последствия русско-турецких войн и явно недооценивалась роль России в судьбе Дунайских княжеств.


Новый период в историографии молдавско-русских отношений начинается с 1990-х гг. Правда, этот период характеризуется не столько поисками новых подходов к изучению истории Молдавии, сколько попыткой рассматривать эту историю в контексте румынской. Так, в работах таких ученых, как П.Параска, М.Кику и И.Киртоагэ история Валахии, Трансильвании и Молдовы рассматривается в рамках развития единой румынской общности; при этом взаимоотношения княжеств с Россией рассматриваются как сугубо политические, как союз в борьбе против общего врага (см.: Параска П. Образование румынских княжеств // Политика /Кишинев/. 1991. № 1. С. 58—64; Киртоагэ И. Борьба румынских княжеств против османской экспансии // Политика /Кишинев/. 1991. № 2. С. 48—55); Киртоагэ И., Кику М. Борьба румынских княжеств за свержение османского ига // Там же. 1991. № 4. С. 55—60; см. также: История румын: Учебное пособие для V класса школ с русским языком обучения / Пер. с румынского в.Чубукчиу. Кишинев, 1992).
Сегодня, в условиях становления нового государства — Молдовы, ее история ждет своих исследователей, которые смогут осмыслить тот путь, который прошли два государства, и дать объективную оценку сложившимся молдавско-русским отношениям.

 

Славяне в Молдавии.
Взаимоотношения этносов и государств 
(ранний этап)


По сообщениям византийских историков (Прокопий, Иордан и другие), уже с середины VI в. Днестровско-Карпатские земли оказываются в глубоком тылу славянских племен, продвигавшихся в глубь Балканского полуострова начиная с середины I тысячелетия н.э.
Часть славян оседает на Днестровско-Карпатской территории, которая в V в., судя по письменным и археологическим источникам, была заселена довольно плотно. Освоение проходило в два этапа. Первый начался в VI в. и длился до конца VII в.
На конец VII и VIII в. приходится вторая волна заселения славянами этих земель. В VIII — первой половине IХ в. славянское население Днестровско-Карпатских земель пополняется выходцами из Побужья и Поднестровья. Формируются восточнославянские племена.
В VI—VIII вв. отмечаются и первые контакты романизированного населения со славянами. Наиболее интенсивными они были в Карпатских горах и в Восточной части Балкан. Места проживания романизированных этносов оказались в окружении славян.
К VIII в. на Внутрикарпатском плато появились совместные поселения романизированных и славянских народов. Совместное проживание, как и постоянные хозяйственные, культурные связи, способствовало расширению контактов и формированию к IХ в. новой восточно-романской этнокультурной общности — волохов.
Правда, в оценке влияния древнеславянских народов на этот процесс современные молдавские ученые расходятся. Так, И.Хынку считает, что славяне были ассимилированы местными жителями; в языке ороманившихся пришельцев, впрочем, сохранилось более 20% славянских слов. Христианство же принесли предкам молдаван не славяне, а дако-римляне.
По мнению других ученых, авторов «Истории Молдавской ССР» (Т. 1. Кишинев, 1987), романо-славянские хозяйственные и культурные контакты сопровождались семейно-брачными связями. Славяне повлияли и на складывание общественных институтов у волохов. Целый ряд терминов, связанных с большой патриархальной семьей, в языке восточных романцев древнеславянского происхождения: рудэ (родич), рудение (родство), спица (поколение) и др.
Подтверждают эту теорию археологические находки. Так, на территории Молдавии выявлены славянские памятники, относящиеся к разным хронологическим периодам:
1) раннеславянские памятники (VI—IХ вв.);
2) памятники Балкано-Дунайской культуры на юге региона;
3) памятники древнерусских славян IX—XII вв. в северной и центральной части Пруто-Днестровского междуречья.
Кроме этого было обнаружено более 300 поселений славян. Из них свыше 40 относятся к VI—VII вв. и более 90 — к VIII—IX вв.
Таким образом, установлено, что славяне расселялись в Днестровско-Дунайских землях с VI в., а в VIII—XI вв. они занимали здесь господствующее положение.
Возможно, вначале здесь проживали ранние славяне (протославяне: анты, венеды и др.). После похода аваров (обров), в IХ—ХII вв., в Молдавии и на севере Трансильвании проживали восточные славяне, а в остальной части Трансильвании, в Валахии и на юге Пруто-Днестровского междуречья — южные славяне.


Более длительным было влияние на предков молдаван Дневнерусского государства. В IХ—ХIII вв. на территории Днестровско-Прутского междуречья и по реке Южный Буг проживали восточнославянские племена тиверцев и уличей, которых древнерусская летопись включает в число двенадцати племен, населявших Древнерусское государство. Возможно, что упомянутое междуречье, по крайней мере его северная и центральная части, в IХ—ХIII вв. временами входило в состав Древнерусского государства.
Включение Днестровско-Карпатских земель в состав Киевской Руси ускорило процесс складывания средневекового общества. Немаловажную роль в утверждении новых порядков сыграло официальное принятие христианства (988). Правда, нападения кочевников на Древнюю Русь в IХ—ХII вв., падение под их ударами ряда крепостей подорвали позиции великокняжеской администрации на низовых землях Днестровско-Карпатского региона.
В ХII в. свое влияние на Карпатские земли распространяет Галицкое княжество. Воздействие славянского элемента на жизнь населения не уменьшается. Славянский баланс поддерживался и за счет притока беженцев из Галицкой Руси.
О тесном общении древних славян и предков молдаван говорят некоторые названия языческих богов. Так, злых водяных фей у славян называли русалками, у молдаван — русами; богиня любви, женитьбы у славян — Лада, Лель, у молдаван — Ладо, Леле; бог зимнего солнцестояния у славян — Коляда, у молдаван — Колинда и т.д.
О давнем и тесном общении предков молдаван и славян свидетельствуют устное народное творчество и обряды народов. Традиционные молдавские песни содержат много славянских элементов. Некоторые характерные слова, встречающиеся почти в каждой песне о любви, славянского происхождения.
Наиболее древние молдавские фольклорные произведения, в которых действуют звери и птицы, также содержат славянские заимствования. Многие герои молдавских сказок носят двойные славяно-романские имена.
О том, что элементы древнерусской культуры были усвоены жителями Днестровско-Карпатских земель, свидетельствуют и археологические памятники. Местные мастера применяли в строительстве 
и в других ремеслах традиционные древнерусские технические приемы. Полуземлянки с печами-каменками, наземные жилища, глиняная посуда и другие предметы быта мало отличались от распространенных в землях Древней Руси.
То же самое можно сказать и об обрядах, о путях внедрения христианства и связанной с ним письменности.
Совместное проживание в рамках единого экономического региона способствовало культурному взаимообогащению этносов.


Взаимная ассимиляция волохов и славян продолжалась веками. За это время из двух контактирующих этносов образовался единый — с общим экономическим укладом, общими обрядами и единым языком. Примерно к XI в. возникла новая общность — волохи, которая является ближайшими предками ряда этносов, в том числе молдаван.
Анализируя все исходные данные, ученые пришли к выводу, что из племен, которые в III—XIII вв. побывали в нижнем Подунавье, наибольшее влияние на формирование молдавского народа оказали славяне. Встреча с ними ознаменовала начало еще одного важного этапа в истории становления молдавского и валашского этносов.
На этой позиции стоят и некоторые румынские историки. В частности, археолог К.Дайкович сделал вывод, что славяне пришли в Карпатский район, когда старые римские поселения были покинуты и забылись даже их названия. Славяне давали древним городам и селам новые имена.
Поэтому так богата в этом регионе славянская топонимика. Город Кишинев стоит на реке со славянским названием Бык, вблизи города Яссы протекает река Жижия. Через Бухарест протекает река Дымбовица (от старославянского слова дымб — дуб), а рядом — река Яломица (от славянского слова яловица). На территории Западной Молдавии наиболее крупные реки носят славянские названия — Быстрица, Путна, Рымник (от рыбник), Черно и т.д.
По подсчетам специалистов, реки и ручьи на территории Бессарабии и Буковины по происхождению названий делятся на следующие группы: романских — 112, славянских — 72, венгерских — 20, тюркских — 18. Из 1860 сел Молдавии 57% носят имена романского происхождения, 29% — славянского, главным образом украинского. (Многие приведенные здесь и далее цифровые данные почерпнуты из книг: Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма. Кишинев, 1964; Он же. Очерки истории формирования молдавского народа. Кишинев, 1978; Он же. Дружба ковалась веками. Кишинев, 1980. С. 21.)
Из исследований Э.Петровича следует, что славяне начали расселяться в регионе с VI в., когда еще не было существенных различий между языками восточных и южных славян (оно появилось на два-три века позже), поэтому можно утверждать, что славянская топонимика на территории Валахии, Трансильвании и Молдавии появилась не ранее VIII—IХ вв., когда уже ясно обозначились различия между южно- и восточнославянским языками.
Анализ топонимики дает возможность установить, какие именно группы славян некогда проживали в Молдавии, Валахии, Трансильвании. Бесспорным становится, что многие названия даны восточными славянами. При нанесении данных на карту оказалось, что такие названия распространяются по всей территории Молдавии и Северной Трансильвании.
Наконец, анализ топонимики позволяет сделать вывод и о политическом положении этих земель. Представляется, что славяне могли дать имена рекам, селам и городам только в том случае, если они занимали господствующее (в политическом отношении) положение в этих землях. 


Сведения о славянах в Днестровско-Карпатском регионе дополняются в результате изучения истории молдавского языка. (Мы оставляем в стороне несколько схоластический — и во многом политико-идеологический — спор о том, следует ли рассматривать молдавский как самостоятельный язык или как диалект румынского; здесь и далее я буду пользоваться термином молдавский язык.) Языковедами установлено, что молдавский и валашский языки отличаются от всех других романских языков, так как они испытали на себе очень большое славянское влияние, особенно в области лексики.
Значительная часть молдавского словаря состоит из слов славянского происхождения. Словарный состав молдавского языка, славянская топонимика и другие данные свидетельствуют, что среди предков молдавского этноса значительное место занимали славяне.
Славянские слова в речи молдаван — не просто результат заимствования. Молдавский образовался путем слияния славянского и романского языков на основе романского грамматического строя.
Характерной чертой восточнороманских языков является наличие в их составе значительного славянского пласта слов (в основном фонде — более 20%). В отдельных группах слов их удельный вес еще больше. Например, изучение слов в молдавских говорах показало, что из 710 слов, связанных с земледелием, терминов латинского происхождения лишь 5,4%; слова, возникшие в среде молдавского населения, составляют 53,3%; слова славянского происхождения — 30,3% (в том числе южнославянского происхождения — 5%).
Латинские и древнеславянские слова относятся главным образом к земледельческим понятиям. Славянские корни просматриваются в названиях орудий труда, способов обработки земли: плуг (плуг), бороанэ (борона), коасэ (коса), сноп (сноп), стог (стог). Из этого можно сделать вывод о том, что земледелие было известно и романским предкам молдавского народа, но предки славянские знали земледелие в более развитом виде и привнесли в язык много терминов, связанных с пашенной обработкой почвы.
Показательны выводы, полученные филологом В.Н.Стати, изучавшим терминологию, связанную с производством тканей. В говорах молдавского языка употребляется около 200 соответствующих терминов. Из них слов латинского происхождения — 12,5%, восточнославянского — 39%, южнославянского — 23%.
Эти данные — убедительное доказательство контактов молдаван с различными группами славян.

Формирование военно-политического союза России и Дунайских княжеств

Военно-политические и дипломатические связи Молдавского княжества с Русским государством в своем развитии прошли несколько этапов.
В периодизации и ее обосновании исследователи расходятся.
Л.Тиллет в работе, опубликованной в сборнике «Вековая дружба. Советские историки о нерусских народах» (Материалы научной сессии Института истории Молдавского филиала АН СССР. 27—29 ноября 1958 г. Кишинев, 1961), рассматривает все этапы русско-молдавских связей от XIV до ХIХ в. и приходит к выводу, что основное их содержание определялось агрессивной политикой России. Он отрицает наличие боевого сотрудничества молдаван и казаков в национально-освободительной борьбе против турецко-татарской агрессии, считает не заслуживающими внимания факты участия молдавских добровольцев в русско-турецких войнах.
М.Корне и А.Горжиу в книге «Аспекты русско-румынских отношений» выделяют два периода в истории русско-молдавских отношений. Первый период длится в течение четырех веков, до Петра Великого включительно, потом начинается новая эпоха в русской внешней политике: империя стала на путь агрессии, что повлияло на молдавско-русские связи.
В монографии советских историков «Очерки внешнеполитической истории Молдавского княжества (последняя треть ХIV — начало ХIХ в.)» выделяются следующие этапы военно-политического сотрудничества между этими государствами. Дальнейшее повествование построено с учетом материалов, собранных в этой книге.


Первый этап — формирование военно-политического союза между Молдавским и Русским государствами. Он возникает на основе общих внешнеполитических интересов и направлен против Польши и Литвы. До этого Молдавия много лет вела борьбу с агрессией Османской империи, а московское правительство — с татарами, его не интересовали отношения с Турцией вплоть до 1476 г.
Русское правительство из религиозных и военно-стратегических соображений сочувствовало Молдавии в ее борьбе с агрессией турецких султанов, но помощь могло оказать только политическую, экономическую и моральную. После того как в конце ХV в. изменилась международная обстановка, у обоих государств определились общие политические интересы. Этому способствовали успехи Русского государства, особенно победа русской рати в 1380 г. на Куликовском поле. Эта борьба ослабила силу Орды и значительно укрепила положение не только Русского государства, но и Молдавии, устранив для нее опасность возобновления татарских набегов.
К этому же периоду относятся и первые упоминания о поездках из Москвы в Молдавию. В 1386 г. в Молдавии побывал Василий, сын Дмитрия Донского, бежавший из татарского плена через Молдавию в Москву. Через Молдавию проходили пути паломничества монахов, следовавших в Палестину.
На формирование союза оказали воздействие также факторы внутреннего развития каждого из двух государств, а также их взаимоотношения с соседями. Так, на позицию Молдавского княжества влияло то, что еще с середины ХIV в. Польское и Венгерское королевства стремились распространить свою власть на Восточное Прикарпатье. Для выполнения основных внутренних и внешних функций молодое Молдавское государство располагало весьма ограниченным контингентом военных сил и довольно узкой социальной базой, поэтому во внешней политике был нужен союзник.
Ко всему прочему в этот период перед Молдавским княжеством стояли задачи не только обороны своей первоначальной территории, но и обеспечения процесса развития вширь, в Днестровско-Карпатские земли. Однако реализация такой политики приходила в столкновение с интересами Венгерского и Польского королевств; с середины ХIV в. к этим государствам присоединяется Великое княжество Литовское.
Сохранялась и угроза со стороны Золотой орды, до 1470-х гг. владевшей юго-восточной частью Днестровско-Карпатских земель. А с конца первой четверти ХV в. во внешней политике Молдавии появляется османский фактор.
В 1420 г., посадив на валашский престол своего ставленника, султан организовал нападение на Килию, осадил Белгород. Отбив штурм Белгорода, господарь Молдавии уступил Килию ставленнику османов в Валахии Дану II.
Хотя молдавские господари вели осторожную политику, старательно уклоняясь от конфликтов, военная конфронтация с турками нарастала; она усилилась в годы правления Стефана III Великого (1457—1504). Своей главной задачей он считал предотвращение вмешательства соседних стран во внутренние дела княжества. Для решения этой задачи требовалось установить контроль над важнейшими путями черноморской и дунайской торговли, а также вести борьбу за Валахию, где усилилось османское влияние.

Новым положительным фактором, повлиявшим на внешнюю политику Молдавии в конце XV в., становится появление на европейской сцене Московского государства. Важным вопросом, затрагивавшим интересы обеих стран, был вопрос о Польше и Литве, так как политика этих соседей угрожала Молдавии, а Россия стремилась отвоевать юго-западные земли.
Таким образом, военно-политический союз Молдавского и Русского государств возник на основе общих внешнеполитических интересов, в противостоянии общим врагам. В сложной дипломатической борьбе, которую вела Москва в конце XV в., определенное место отводилось и Молдавии.
Внешним проявлением дружественных отношений между двумя государствами в XV в. стали династические связи. Второй женой молдавского господаря Стефана III была Евдокия, дочь киевского князя Семена Олельковича, семья которого родственными узами была связана с московскими правителями. В 1481—1482 гг. велись переговоры о браке наследника московского великокняжеского престола Ивана (сын Ивана III) и Елены, прозванной на Москве Волошанкой. Брак был оформлен в январе 1483 г.
Установлению и поддержанию династических связей между Молдавией и Россией содействовала и единая религия. Эти связи не имели самостоятельного значения, но облегчали установление политических отношений. 
Оформление молдавско-русского политического союза происходило постепенно.
Сохранился ряд грамот Стефана III, где он просил Ивана III о помощи. Так, в 1486 г. Стефан обратился к московскому великому князю с просьбой ходатайствовать перед Казимиром IV об оказании военной помощи княжеству в борьбе против султана. Иван Великий сам помочь не сумел, но добился от польского короля обещания оказывать Стефану поддержку в защите «от всякого его неприятеля».
После 1486 г. начинается частый обмен посольствами между Молдавией и Москвой. Даже тогда, когда Сигизмунд отказывался пропустить молдавских послов в Россию через свои владения, связи не прерывались. Вместо пути через Краков ехали через владения союзника — крымского хана, хотя эта дорога была длинной и небезопасной.
Молдавия занимала важное стратегическое положение, находясь на южных границах Польши и Литвы. Это определило роль молдавских господарей в качестве посредников в конфликтах между Москвой и Литвой. Важен был этот союз и для Молдавии. В этой обстановке заключение договора Стефана III с Крымским ханством при посредничестве Москвы (1492) избавляло княжество от постоянных разорительных набегов татар и укрепляло его положение в случае конфликта с Казимиром.
Действенность молдавско-русского союза особенно ярко проявилась в 1497 г., во время нападения польской королевской армии на Молдавию. Тогда половина польско-литовской армии благодаря вмешательству московского князя Ивана III так и не вступила в Молдавию. В 1498 г. Иван вновь вмешался в конфликт и в ультимативной форме потребовал от великого князя Литвы отказаться от похода на Молдавию.
Единство политических целей сближало Молдавию и Московское государство и в годы правления Василия III. Начинается очередной раунд переговоров между Сучавой и Москвой. Состоялся обмен посольствами.
Связи не прерываются и тогда, когда господарь Молдавии становится вассалом Порты. Обмен посольствами продолжался. В 1534 г. в княжество прибыло первое посольство от имени нового великого московского князя Ивана IV.


Развитие русско-молдавских связей в XVI—XVII столетиях

Второй этап молдавско-русских отношений характеризуется изменением ситуации в самой Молдавии. Изменения наметились еще в начале XVI в.
Во время правления Петра Рареша (1527—1538, 1541—1546), первого из молдавских господарей, который строил планы прекращения даннических отношений с Турецией с помощью Русского государства, связи с Москвой становятся более прочными.
Летописные источники отмечали, что молдавский господарь неоднократно (1533, 1536, 1537, 1544) обращался к великому князю московскому с просьбой о защите от польского короля и литовского великого князя. Во время мирных русско-польских переговоров 1536 и 1537 гг. русские послы настаивали на одновременном заключении договора с Молдавией.
В 1529 г. был заключен молдавско-русский союзный договор. В 1530 г. с согласия султана к русско-молдавскому союзу присоединилось Крымское ханство (ненадолго).
Молдавско-русский военно-политический союз конца 1520—1530-х гг. сыграл важную роль во внешней политике Молдавского княжества. Именно благодаря ему юго-восточные границы Молдавии на время были обезопашены от татарских набегов, а северные — от походов поляков. Этот союз предоставил тогда возможность Петру Рарешу сосредоточить внимание на подготовке войны с Турцией. Это примерно как получить кредиты без поручителей в Ростове.
Важную роль в дальнейшем развитии молдавско-русских отношений сыграло установление новых родственных связей Петра Рареша с Рюриковичами. Это позволило укрепить военно-политический союз Молдавии с Россией.


В XVI в. в истории Молдавии начинается тяжелый период, связанный с захватом страны турецкими войсками. Молдавия теперь не только платила дань, но и была вынуждена выполнять ряд новых обязательств перед Портой, прежде всего военных. Это свидетельствовало о перерастании даннических отношений в вассальную зависимость от Османской империи.
Ухудшение международной обстановки вокруг Молдавии произошло, когда на ее территорию вторглось 200-тысячное войско султана. Одновременно восточные границы страны атаковали татары, а с севера наступали польские войска.
Захват османами Молдавии в 1538 г. стал переломным событием в истории княжества. Господство турок длилось около трех столетий. Важнейшей политической задачей Молдавии стало освобождение от зависимости.
Борьба шла по двум линиям. Во-первых, некоторые (очень немногие) господари пытались избавиться от турецкого гнета с помощью соседних государств, в первую очередь Русского царства. Во-вторых, борьбу против османских поработителей вел народ, что осложняло и без того неспокойную обстановку в стране.
В этот сложный для Молдавии период Россия стремилась оказать ей финансовую и дипломатическую поддержку. Помощь из Москвы становится постоянным и важным фактором молдавско-русских политических отношений.
В 1542 и 1543 гг. молдавские посольства приезжали в Москву с просьбой, чтобы Иван IV «дал поможение откупитися от турецкого султана». Эти же задачи решали посланцы господаря в 1544—1545 гг.
В апреле 1562 г. через литовские земли в Москву был отправлен сербский дьякон Дмитрий. В русской столице ему передали подарки для господаря и разрешили купить товары для выплаты дани османам. Материальная помощь, оказанная Россией, облегчила экономическое положение Молдавии.
При Иване IV возобновляются династические связи с молдавскими господарями (Ионы Водой Лютый был женат на Марии, дочери ростовского князя).
Но после 1538 г. характер внешней политики Молдавского княжества меняется. Она всё более зависит от Османской империи. В таких условиях лишь Русское государство продолжало оказывать помощь Молдавии.
К этому же периоду относится начало массовой эмиграции за пределы Молдавии, в первую очередь в Россию.

XVII век ознаменовался новыми успехами в укреплении политических связей Молдавии с Россией. Валашский господарь Александр Кокон направил своих послов к новому русскому царю — Михаилу Федоровичу Романову.
Дальнейшее оживление молдавско-русских отношений наметилось в годы обострения русско-турецких противоречий из-за Азова. В период этого конфликта молдавский господарь Василий Лупу систематически информировал русского царя о положении в Османской империи, что имело для Москвы большую ценность.
Весьма полезным для обеих стран стало пребывание в Молдавии русского дипломата А.Л.Ордина-Нащокина, прибывшего для подготовки посольства в Турцию, а также для проверки возможности совместных действий Молдавии и России против Порты. Но внутренняя обстановка в обеих странах и международное положение не способствовали этому.
Только после 1654 г., когда было провозглашено присоединение Украины к России, в международной обстановке намечаются перемены: оформляются два основных противостоящих блока стран. С одной стороны — Речь Посполитая в союзе с Крымом, с другой — соединенные Россия и Украина. В этих условиях Молдавия становится объектом дипломатической активности обоих блоков.
В феврале 1654 г. в Молдавию и Валахию Москва шлет своего посла, дьяка Посольского приказа Гаврила Самарина, с обращенной к господарю просьбой не оказывать военной помощи польскому королю. Георге Стефан, молдавский господарь, хотя и пообещал выполнить просьбу, но, принужденный обстоятельствами, всё же выступил на стороне поляков. Правда, это не помешало Стефану просить Алексея Михайловича о принятии Молдавии в русское подданство.
В апреле 1654 г. русское правительство дало согласие и написало Георге Стефану: «Под нашу царского величества высокою руку тебя, Стефана-воеводу, владетеля Молдавские земли, со всею Молдавскою землею приняти вели».
А весною 1656 г. из Ясс в Москву отправилось Великое посольство во главе с митрополитом Гедеоном и логофетом Григорием Нянюлом. Послы привезли текст с условиями, на которых княжество должно было перейти в русское подданство.
В июне 1656 г. русское правительство сообщило о принятии представленных молдавской стороной условий. Митрополит Гедеон 7 июня 1656 г. принес патриарху всея Руси Никону присягу на верность России от имени молдавского духовенства, господаря Георге Стефана и жителей княжества.
В Молдавию должны были отправиться русские послы П.Жмакин и И.Баклановский, чтобы принять присягу от самого господаря. Но вновь изменившиеся международные условия отложили окончательное оформление русско-молдавского договора. Однако по-прежнему сохранялась ориентация молдавского общества на Россию.
Просьбы о принятии Молдавии под руку Москвы следовали с завидной настойчивостью: в ноябре 1660 г., 27 февраля 1674 г. и т.д. Пожалуй, в конце XVII — начале XVIII в. в Молдавии не было ни одного господаря, который, придя к власти, не обращался бы за помощью и покровительством к России.
Господари Антиох Кантемир, Константин Духа и Михаил Раковица неоднократно ходатайствовали о том, чтобы русское правительство приняло их «под свою милость», сообщали сведения о положении в Османской империи.
Значительно увеличился и поток эмигрировавших в Россию молдаван — представителей самых разных слоев населения. Многие из них поступали на службу в русскую армию. Всё это укрепляло ориентацию на Россию.


На рубеже XVII—XVIII вв. вопрос о Молдавском княжестве начинает занимать существенное место во взаимоотношениях России и Османской империи.
Россия придавала большое значение установлению связей с Молдавией и Валахией, справедливо рассматривая эти княжества как возможные опорные пункты в борьбе против Турции. Еще в конце XVII в. Россия искала союзников для совместных выступлений против Османской империи и для борьбы за выход к Черному морю.
Участвуя в 1697—1698 гг. в Великом посольстве, Петр I убедился, что идея совместного выступления против Османской империи не пользовалась поддержкой правительств великих держав. Поэтому Петр на время отложил решение черноморских проблем.

Россия и Молдавия в первой половине XVIII столетия

В начале XVIII в. укрепление русско-молдавских связей приобрело для нашей страны особый смысл. Занятое Северной войной и стремившееся к сохранению мирных отношений с Турцией, русское правительство рассчитывало получать из Молдавии и Валахии подробные сведения о турецких и трансильванских делах, о положении на Балканах.
Петр прекрасно понимал, что мирные отношения с Портой носят временный характер и стремился укрепить военно-политические связи с Молдавией. Это подтверждают тайные переговоры в Яссах между русским посланником князем Дмитрием Голицыным и господарем Константином Дукой в 1701 г., на которых, не в первый уже раз, молдавский правитель просил принять его страну в русское подданство.
Но тогда Россия не смогла удовлетворить просьбу Молдавского княжества, хотя была готова оказать ему «всякое милостивое споможение». Тем не менее московские, а затем петербургские власти весьма последовательно стремились решить сразу две задачи: способствовать освобождению единоверных угнетенных народов и усилить свои позиции в регионе.


Русско-турецкие войны и другие вооруженные конфликты XVIII столетия открыли новый этап в политических судьбах Молдавии, тем более что они не раз велись на ее территории.
Действенность военно-политического союза доказала Полтавская битва, в которой на стороне русских участвовали тысячи молдавских добровольцев. В сводке о военных действиях под Полтавой за 17 мая 1709 г. и в походном журнале Петра I сообщалось, что в ночь с 17 на 18 мая молдавский военный отряд, форсировавший реку Ворсклу, напал на шведский лагерь и захватил богатую добычу.
Прочность связей между Россией и Молдавией доказывало и расширение тайных сношений между ними.
В 1706 г. по приказу Петра была учреждена «тайная почта через Волошскую землю», а в 1707 г. в России был организован специальный полк из молдаван под командованием Апостола Кигича.


ойна, объявленная 9 ноября 1710 г. Турцией России, породила новые надежды у молдавского народа. Но еще накануне войны русский посол в Константинополе П.А.Толстой установил тайную связь с Д.Кантемиром, который обещал — после вступления на молдавский престол — в случае начала русско-турецкой войны стать союзником России.
К началу войны существовал также устный договор между русским правительством и валашским господарем К.Брынковану. Согласно этому договору, в случае войны России с Турцией Валахия должна была во время нахождения русской армии на территории Дунайских княжеств обеспечивать союзников продовольствием и выступить против общего врага. Россия обещала взять под свое покровительство независимую Валахию и защитить ее от посягательств внешних врагов.
Заняв господарский престол, Д.Кантемир в условиях начавшейся русско-турецкой войны получил реальную возможность для осуществления своих давних планов освобождения княжества от османского ига. Он, воспользовавшись официальным поручением великого визиря, посылает своих людей к Петру. В конце декабря 1710 г. представители господаря Илья Абаза и Иван Миреску тайно встретились с царем в Киеве и передали ему предложения о заключении русско-молдавского договора.
В начале января к Петру был послан капитан Прокопий, который от имени господаря обещал, «ежели пустится царь московский с войсками своими против турок, будет и он с ним заодно».
А уже в апреле 1711 г. к Петру приехал специальный посланец Д.Кантемира, вистерник Стефан Лука, с предложением о заключении военно-политического союза между Молдавией и Россией против Порты. В ответ царь специальной грамотой-дипломом на имя Дмитрия Кантемира от 13 апреля 1711 г. подтвердил все пункты договора, присланного молдавским господарем через своего уполномоченного.
Договор, подписанный в Луцке, подтверждал восточную границу Молдовы по Днестру. В договоре предусматривалось, что «древним обычаем Молдовы вся государственная власть будет в руках господаря».
Договор состоял из 17 статей. В первой статье указывалось, что царь берет «под защищение» и господаря, и весь молдавский народ. Предусматривались также совместные действия Молдавии и России против Османской империи. Для этих целей Молдавия должна была выставить 10-тысячное войско. 
С освобождением от османского ига княжество избавлялось от уплаты дани и других поборов в пользу Порты, восстанавливались его границы, существовавшие до установления владычества султана. В дальнейшем Молдавия должна была находиться под покровительством России.
Гарантировались территориальная целостность и невмешательство царского правительства во внутренние дела вассалов. 
В княжестве устанавливалось династическое правление рода Кантемиров. Если неблагоприятные обстоятельства заставят господаря покинуть свои владения, договор гарантировал ему проживание в России. 
В марте 1711 г. Петр I обратился с манифестом к балканским народам и указал, что война, начатая турками против России, является в то же время большой угрозой для греков, молдаван, болгар и других народов. Петр призвал их к совместной борьбе против Османской империи.
Заключив военно-политический союз с Молдавией, Петр I отдал фельдмаршалу Б.Шереметьеву приказ готовить армию к форсированию Днестра.


С вступлением русских войск на территорию Молдавии господарь обратился к населению страны с манифестом. Перечислив все бесчинства турецких завоевателей, правитель призвал народ «поспешить объединить наше оружие с его [царя] и всей нашей доблестью и всей нашей силой противостоять насилиям и нашествию варваров».
Весть о вступлении русской армии в Молдавию послужила поводом к стихийным волнениям. 1 июня 1711 г. в Яссах и других городах княжества начались выступления городских низов против турецких купцов и ростовщиков. Особый энтузиазм вызвало появление на территории Молдавии полка А.Кичеча.
17 мая 1711 г. со специальным универсалом к молдавскому народу обратился Б.Шереметьев. Он призвал всех честных людей, желающих освободить свое отечество от турецкого владычества, взяться за оружие и вместе с русскими солдатами громить коварного врага.
В ответ на призыв русского командования, царское воззвание и господарский манифест со всех концов страны начали стекаться к Яссам и вступать в армию тысячи крестьян, ремесленников, служилых людей. Спустя полмесяца на военной службе уже состояли 17 полковников и 170 ротмистров со своими подразделениями (стягурями), в каждом из которых должно было быть по штату 100 человек.
Среди вновь созданных молдавских частей в исторических документах упоминаются полки Накулова, Киржева, Абазина. В течение 15 дней было набрано в молдавскую армию еще около 10 000 человек, которые вместе с русскими солдатами сражались у Новых Станилешт.
Кроме вновь созданных полков туркам противостояли и ранее сформированные, в том числе созданные еще в XVII в. три волошских легкоконных хоронгви под командованием Апостола Кичеча — численностью около 320 человек. В конце же 1709 и в 1710 г. в России были сформированы еще два волошских полка, насчитывавших около полутора тысяч человек.
К началу Прутского похода 1711 г. в России числились 6 волошских полков и 2 хоронгви (хоругви): сербская и польская. (Использованные здесь цифровые данные в основном почерпнуты из изданий: Кириченко Н.П. К вопросу об участии молдавского народа в Прутском походе русской армии 1711 г. Кишинев, 1958; Цвиркун в.И. Переселение молдаван в Россию и формирование легкоконных полков русской армии в первой половине XVIII в. Кишинев, 1965).
На территории, охваченной военными действиями, в тылу у турок, действовали разрозненные молдавские отряды. Так, в Оргеевском уезде существовал отряд сердаля Донича; в состав подразделения входили в основном крестьяне и ремесленники Оргеевского и Апушнянского уездов.


Прутский поход не привел к освобождению Молдавии от турецкого ига. Тяжелое положение русской армии, окруженной превосходящими силами врага, отсутствие запасов продовольствия и фуража заставило Петра через вице-канцлера Шафирова предложить командующему османскими войсками визирю Махмету Балтаджи начать переговоры о мире.
Мирный договор был подписан 12 июля 1711 г. у села Вадул Хушилор. Он предусматривал уход русской армии с оружием и знаменами из Молдавии. Вместе с нею за Днестр ушли и молдавские полки под командованием братьев Танских, Апостола Кичеча, Накулова, Киржева, Абазина и др.
Позднее эти части были расформированы. В составе русских регулярных войск было оставлено только одно молдавское подразделение в 250 человек под командованием полковника Левашова. Однако и после окончания Прутского похода в русской армии сохранилось много молдавских нерегулярных подразделений.
По Прутскому договору 1711 г. Турции возвращались Азов и Таганрог, разрушались некоторые мелкие крепости и обеспечивалось свободное возвращение Карла ХII из-под Бендер в Швецию.
Прутский поход 1711 г. положил начало совместной вооруженной борьбе России и Молдавии против Османской империи, укрепил ориентацию Молдавии на Россию.


Дальнейшее упрочение военно-политического союза России с Молдавией наметилось во время австро-турецкой войны 1716—1718 гг. Тогда влиятельная часть молдавского боярства надеялась на то, что Россия выступит против Османской империи. Так, молдавский митрополит и два представителя рода Стурдза, бежавшие в Россию, обратились через Д.Кантемира к Петру с просьбой освободить Молдавию от османского владычества.
Д.Кантемир, в свою очередь, с аналогичной просьбой обращался к Петру и канцлеру Г.И.Головину (в 1717 и 1718 гг.). Но тогда Россия не могла выступить против турок, так как вела военные действия на Балтике.
Правда, продолжались тайные связи Молдавии с Россией; их поддерживал молдавский боярин Анастасий Лупу. Он, в частности, ездил в 1721 и 1723 гг. к Д.Кантемиру с информацией о положении в княжествах. В своих письмах к русскому правительству боярин сообщал о желании молдавского народа принять русское подданство.


Следующая русско-турецкая война (1735—1739) позволила молдавскому боярству и духовенству установить прямые связи с русским командованием и вести с ним переговоры о дальнейшей судьбе княжества.
Важным событием на первом этапе войны стала миссия валашского ворника П.Драгунеску в Россию осенью 1736 г. От имени большой группы бояр, не желавших оказаться под властью Габсбургов, он просил Россию организовать поход в направлении Днестра и Дуная, обещая всевозможную поддержку. В то же время Драгунеску выступал в России ходатаем и за молдаван, так как в силу географического положения Валахия не могла перейти под протекцию России без освобождения от османского владычества Молдавии.
Во второй половине 1737 г. валашские бояре направили нескольких посланцев в Россию. Просьбы были восприняты благосклонно. В 1739 г. военные действия были перенесены в Молдавию.
В связи с началом похода в эту страну по русской армии был отдан приказ, в котором говорилось следующее: «Здешней земли подданным … никаких обид не чинить… Кто сие учинит, без пощады казнены будут смертью».
8 августа Миних издал манифест с призывом к молдавскому населению включиться в борьбу против османов. За доставку продовольствия русское командование обещало платить «настоящей ценою»; гарантировались также «всякое благодеяние и защищание».
В составе русской армии появились сербский и венгерский гусарские полки, началось формирование отдельного молдавского корпуса (был создан к весне 1739 г.) в 700—800 человек. Во главе корпуса был поставлен прибывший в Россию в 1738 г. Константин Кантемир. Созданные полки приняли участие в русско-турецкой войне 1735—1739 гг. и русско-шведской 1741—1743 гг. В кампанию 1739 г. корпус удвоил численность и действовал во всех основных операциях.
Не остался в стороне и молдавский народ. В документах того времени сообщались следующие сведения: «Не проходило дня, чтобы в штаб не являлись валашские и молдавские офицеры с солдатами, объявляя о желании вступить в русскую армию». 
Так, 31 июля 1739 г. в штаб русской армии прибыло 5 ротмистров со 176 рядовыми; 6 августа — ротмистр Курт с несколькими волохами. Даже Миних, который не проявлял достаточного искусства в отношениях с населением, в одном из донесений отмечал, что народ здешний к русской армии и России «весьма благосклонен».
В княжествах началось крестьянское движение. Это приводило к тому, что некоторые населенные пункты (например, Фокшаны) русские войска занимали при помощи «поднявшихся крестьян».


Во время кампании 1739 г. русские войска одержали на территории княжества первые победы над османами и временно освободили Молдавию от османского гнета. 17 августа в сражении при Ставучанах русские нанесли поражение армии Вели-паши, обратили ее в бегство и взяли крепость Хотин.
Успеху кампании способствовали сведения, полученные из Молдавии и окрестных районов. Руководил работой по сбору информации бывший посол России в Стамбуле И.И.Неплюев. Большой вклад в победу внесли молдавские добровольцы, которые участвовали в боевых действиях и оказывали посильную помощь летучим русским разведывательным отрядам, направляемым в глубь страны.
Второй этап кампании начался походом отряда К.Кантемира на Яссы. 1 сентября 1739 г. К.Кантемир вступил в город. Вслед за его отрядом выступили и основные силы русской армии. Солдат и офицеров Миниха встречали как освободителей.
5 сентября представителями местной власти и командующим русской армией был составлен договор, который должен был закрепить и оформить присоединение Молдавии к России. Подписанный 22 представителями Молдавии, договор еще до ратификации стал документом, регулирующим взаимоотношения между русской армией и властями княжества.
По этому соглашению Молдавия переходила в русское подданство и обещала не иметь связей с врагами России. Княжество обязывалось снабжать продовольствием русскую армию в 20 000 человек, разместить русские гарнизоны по крупнейшим городам и обеспечивать войска союзников транспортом, а в случае необходимости давать до 3000 рабочих. Суды и учреждения должны были оставаться прежними и руководствоваться ранее принятыми законами.
Соглашение предусматривало также ликвидацию турецкого господства и защиту Молдавии силами русской армии, при этом сохранялась полная автономия княжества во внутренних делах. Молдаване обязывались признать Анну Иоанновну «всемилостивейшею и настоящею государынею».
Договор был очень выгодным для Молдавии — как, впрочем, и для России. Но на практике он не был реализован. Подписание документа было сорвано венским двором, который заключил сепаратный мир с Портой.
Третий этап кампании начался во второй половине сентября 1739 г. Важнейшими событиями явились заключение Россией мира с Османской империей и уход нашей армии из княжества; только в Хотине оставался русский гарнизон.
Белградский мир 1739 г. не отражал реального соотношения сил, а был результатом международной дипломатической игры. По условиям договора Молдавия была возвращена Турции. Боясь мести турок, вместе с русской армией ушли многие молдаване, участвовавшие в войне, в том числе и митрополит Антоний, который руководил переговорами бояр о переходе княжества в русское подданство.
Результат войны не оправдал надежд на освобождение балканских народов от османов. Остался неизменным и международный статус княжеств. В 1740—1760-х гг. Молдавия могла официально участвовать в международных отношениях лишь в той мере, в какой это требовалось Порте.
В основном положение Молдавии в этот период определялось ходом борьбы европейских стран за разрешение восточного вопроса. В регионе одна за другой велись две войны: русско-турецкая 1768—1774 гг. и австрийско-турецкая. По Молдавии передвигались большие армии, происходило много сражений, которые тяжело отражались на жизни местного населении. В этих войнах решалась и историческая будущность Молдавии.

Ольга СОРОКИНА

Комментарии 

 
-2 #1 sashawe 30.01.2012 03:44
kartu etu zasunte sebe v zhopu ! predurki uchite istoriiu ! :-x :-x :-x :-x
 

Комментарии


Защитный код
Обновить

 
 
 
 
 
 
  • О нас

  • Общие положения

  • Манифест

  • Цели и задачи

  • Руководство

  • Деятельность

  • Подразделения

Лига русской молодежи Республики Молдова

Организация была создана в 2001 году группой студентов. Тогда же она была зарегистрирована Министерством юстиции Республики Молдова. Первоначально организация называлась «Лига русских студентов». В 2008 году она была переименована в Лигу русской молодежи. Собственно, именно так она называется и сегодня — Лига русской молодежи Республики Молдова.
Число фиксированных членов организации на сегодняшний день превышает 3 тысячи человек по Молдове в целом.
Символ организации — силуэт летящей птицы, изображенный в синем цвете на белом фоне. Вокруг силуэта располагается название организации — «Лига русской молодежи Республики Молдова».

Лига русской молодежи РМ является независимой общественной неполитической организацией. Она создана по свободно выраженной воле русской молодежи для реализации задач, определенных Уставом Лиги. Организация осуществляет свою деятельность на основе принципов равноправия своих членов, самоуправления, соблюдения законов и гласности.

В организации отсутствует избирательность по национальному признаку. В числе членов организации присутствуют представители всех национальностей Молдовы — молдаване, русские, болгары, гагаузы и др.. Члены организации — это молодые люди, разговаривающие на русском языке и готовые отстаивать право беспрепятственного общения на нем.

Лига русской молодежи — политически независимая организация. Она не примыкает ни к одной из политических партий Молдовы. Лига Русской Молодежи никогда не финансировалась из бюджетов Молдовы, России, СНГ и пр. Организация функционирует исключительно на свои собственные средства.

История — это смена поколений. У каждого поколения есть шанс уйти незамеченным или изменить мир. Сегодня у нас, поколения молодых, есть такой выбор. Мы — те, кто верит в будущее Молдавии и считает, что ее судьба в наших руках. Мы — молодежное объединение «Лига русской молодежи Республики Молдова». Мы предлагаем тебе присоединиться к проекту нашего поколения, проекту, который изменит жизнь к лучшему! Мы — молодая кровь нашей страны! Мы молодежь, новые и необходимые кадры для модернизации страны. Мы гордимся нашей Родиной — Молдавией! Сегодня кто-то пытается навязывать мысль, что граждане Молдавии вовсе не граждане Молдавии. И вообще якобы такого государства не существует. Мы, молодое поколение нашей страны, твердо заявляем, что не дадим в обиду наше государство! Молдавия должна быть сильной и независимой страной. Защитить суверенитет нашей страны — задача нашего поколения. Остановить распространение в нашей стране идей фашизма, агрессивного национализма, религиозной нетерпимости, угрожающих единству и территориальной целостности Молдавии— задача нашего поколения. Свобода и независимость нашей страны — первое и главное условие будущего Молдавии. Только мы должны быть хозяевами на нашей земле. Только мы должны определять здесь «правила игры». Только от нас должно зависеть наше будущее.

Главной целью организации является защита прав русскоязычной молодежи в Молдавии, гарантированных Конституцией этой страны. Кроме того, Лига русской молодежи работает на сохранение русской культуры в Молдавии, на укрепление исторической связи между двумя народами — российским и молдавским.

Лига русской молодежи считает Российскую Федерацию дружественной Молдове страной, со схожей культурой и общими страницами истории. Лига считает необходимым держать связь народов, при этом сохраняя национальную идентичность. Национальная идентичность Молдовы, в понимании Лиги, — это независимая Республика Молдова и государственный язык — молдавский. Именно молдавский, а не румынский, как пытаются навязать народу. Русский язык Лига русской молодежи видит в качестве второго государственного и активно продвигает свою позицию при помощи мирных акций и митингов.

Также Лига русской молодежи отстаивает нейтральный военный статус Республики Молдова. Организация регулярно проводит митинги против присутствия НАТО в стране, а именно против установки систем ПРО в Молдове. Один из лозунгов организации звучит так: «Молдова — мирная страна! Война Молдове не нужна!»

Руководителем организации является Игорь Викторович Тулянцев — член Правления «Международной ассоциации молодежных организаций российских соотечественников», заместитель председателя Конгресса русских общин РМ.

Национальным комитетом общественных наград Российской Федерации награжден орденом Ломоносова — за заслуги и большой личный вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между Россией и Республикой Молдова.

Лига русской молодежи проводит в Молдове большое количество мероприятий, акций, встреч. Все они направлены на защиту гражданских, экономических, культурных, языковых, социальных и религиозных прав русской молодежи в Молдове, а также на укрепление русской культуры в этой стране.

По инициативе Лиги русской молодежи регулярно организовываются круглые столы с участием видных политиков, историков, общественных деятелей, активной молодежи Молдовы. На встречах обсуждаются и решаются различные проблемы, с которыми сталкиваются национальные меньшинства Республики Молдова, вопросы геополитики, приднестровское урегулирование, межнациональные отношения, внешнеполитические приоритеты Молдовы, экономическое сотрудничество с СНГ, молдо-российские отношения и др.

Штаб-квартира организации находится в Кишиневе, столице Молдовы. Региональные отделения располагаются в городах Бельцы, Кагул, Единцы, Дрокия, Окница, Бричаны, Тараклия.

Структурные подразделения организации имеются также во всех ведущих ВУЗах страны: Государственный университет Молдовы, Технический Университет Молдовы, Институт Международных отношений, Славянский Университет, Экономическая Академия.